?

Log in

No account? Create an account
implant-in.com

stsvv


Стоматология. Понятная и Доступная.

Лучший блог о стоматологии и имплантации зубов


Previous Entry Share Next Entry
Взаимоотношения врачей и пациентов - стоит ли этому учиться?
implant-in.com
stsvv
У меня есть очень хороший знакомый, его зовут Борис. Звонит мне как-то Борис и говорит: "Стас, ты вообще когда-нибудь соберешься на Триумфальную? Прояви, наконец, гражданскую сознательность! Или тебе наплевать на ту страну, в которой ты живешь?".
Я подумал и решил не ходить. Ведь лучшее, что ты можешь сделать для своей страны - это просто хорошо выполнять свою работу...


В общем, друзья мои, всех поздравляю с окончанием лета и наступлением осени. Закончился отпуск и у меня, поэтому я потихоньку возвращаюсь к своему блогу и дальнейшим публикациям.
Сегодня я хотел бы совместно с Вами обсудить вот какую тему.
За время отпуска мне посчастливилось пообщаться со стоматологами из США. Помимо обмена опытом мы затронули еще один очень важный, на мой взгляд, вопрос - взаимоотношения врачей и пациентов.
Как выяснилось, в ненавидимых нами Штатах, чуть ли не 10% учебного времени в университетской программе подготовки врачей посвящено взаимоотношению пациентов и врачей. Помимо этики и деонтологии, будущие американские доктора учатся правильно общаться с пациентами, мотивировать их на лечение, не грубить и не хамить, не выходить из себя, отвечая на "тупые" вопросы обратившихся к ним людей и т. д.
Из своего немецкого обучения я также помню, что обучение общению с пациентом - целое направление в европейских медицинских университетах.

А как дела с этим обстоят в наших медицинских вузах?
Надо ли вообще учить врачей общаться с пациентами?
Сколько времени должно занимать это обучение?
Готовы ли Вы сами (имеется ввиду, если Вы - доктор) тратить свое время на такое обучение?

Вот именно на эту тему я хотел бы с Вами сегодня поговорить. Спасибо.


promo stsvv february 21, 2011 11:09 5
Buy for 20 tokens
WWW. IMPLANT-IN.COM - дентальная имплантология и хирургия полости рта.

  • 1
Я не учился, да и не планирую, в мед. Вузе, но как пациент я считаю, что врачей надо учить общаться с пациентами правильно, чтобы не было напряженного состояния, стеснения со стороны пациента, да и вобще приятно просто когда врачь общается как человек, а не как клерк отсиживающий часы в своем кабинете...

Превед, рад видеть! Скажи, как бы ты оценил подготовку по этому вопросу врачей, с которыми тебе приходилось общаться? По пятибальной шкале?
Чувствуешь ли ты, что врач тебя слышит?

Вы наверняка бывали в роли пациента. Скажите, что для Вас является знаком, что врачу можно доверять?

Станислав, очень часто на собеседованиях задают вопрос: сколько времени Вы тратите на консультацию? Вот вы бы как ответили?)

То что учиться общению необходимо-факт,но специфика российского менталитета такова,что ни под какие учебники она не подходит! Вы же и сами знаете,что отношение к своему здоровью у нас и на западе у людей диаметрально противоположное... "Что Русскому хорошо,то немцу смерть" :)

Если бы мне задали этот вопрос сейчас... то я бы ответил, что гораздо больше, чем раньше.
Действительно, когда я только приступил к работе врачом, мои консультации были очень короткими. Когда работал в муниципальной поликлинике, можно сказать, их вообще не было. "Привет-что болит-надо лечить-не нравится-пошел вон!". Сейчас же на консультации уходит очень-очень много времени - наверное, две трети от общего времени работы с пациентом. Иногда и этого не хватает.

А Вы сколько времени тратите на консультации? Как бы Вы, в среднем, оценили уровень общения Ваших коллег - ведь Вы наверняка слышали, как они общаются с пациентами?

И второй вопрос. По Вашим наблюдениям, люди стали больше внимания уделять своему здоровью, чем раньше, или нет?

я считаю, что контакт врача и пациента это очень важно.
Очень часто контакт зависит именно от доктора, так как тон общения задает он.
Более того, годы советской медицины привели нас к тому, что сейчас непроизвольно "прижимаешь уши", входя в кабинет. И, если не наорали, то это уже здорово, а если еще и на вопросы ответили, то слов нет, как хорошо.

Кстати, в тему общения врача с пациентом.
У мужа был сильный бронхит (это мы уже после флюорографии узнали), вызываю на дом врача из поликлиники, муж лежит полувменяем, говорить не может, кашель сильный.
Вызов принимают, говорят, ждите доктора.
Через некоторое время звонок, я снимаю трубку. Оттуда голос "добрый день, это ваш участковый врач. Кто это мне тут таким бодрым голосом отвечает?"
В итоге она не пришла на вызов, сказала, что бы он сам к ней шел, потому что ему надо флюорографию делать, а стетоскопом она не услышит, если это пневмония. На самом деле, ей было просто лень идти. Но вопрос про то, кто у нас тут такой бодрый, мне как-то запомнился в ключе карательной медицины.

Чего, на Ваш взгляд, не хватает современному российскому врачу, чтобы между ним и пациентом установились доверительные отношения?
Согласны ли Вы, что доверие - это залог успешного лечения?

Я как потенциальный пациент, заявляю, что нужно! На мой взгляд, профессия врача, это огромная ответственность и прежде всего перед самим собой!Поэтому нужно не жалеть времени в получении знаний! Я помню, когда я была ребёнком, в школе был стоматолог и медсестра при ней, так посещение их была для каждого ребёнка психологической травмой и не потому что дети всего бояться, а - эти взрослые люди вели себя как Церберы! Я до сих пор вспоминаю с ужасом это всё и жалею, что по малости лет мы были недостаточно психологически сформированы, чтобы дать им интеллектуальный отпор!
В сравнении, сейчас у меня прекрасный очень интеллигентный дантист, который спокойно информирует меня о всех деталях! Так с врачом любой сферы! Ведь когда человек идёт к врачу у него инстинкт самосохранения работает на пределе и часто доходит до абсурда, а врач должен иметь достаточно такта, чтобы проинформировать и расслабить пациента!

Как бы Вы, в среднем, оценили уровень тех врачей, с которыми Вам приходилось общаться?
Есть ли какое-то разделение по специальностям? Ну, к примеру, урологи хамят больше, чем невропатологи...

Мне кажется, в последнее время общение как никогда важно, ведь сейчас пациенты стали очень "продвинутыми", перед тем, как обратиться к врачу, дня три посидят в интернете на форумах всяких, и к врачу приходят уже с кучей всяких стереотипов и уверенностью в том, что они уже чуть ли не компетентнее самих врачей, и что если врач о чем-то забыл упомянуть, значит у него уже устаревшие знания, он "не в теме"... В этом и сложность - никогда не знаешь, каких обрывочных сведений уже успел нахвататься пациент и насколько он сам им верит...

То есть, дополнительные знания, которые пациент получает самостоятельно - это вред или все же польза в общении с врачом? Как Вы считаете?

перед тем, как вообще учить на врачей, нужно
а) отменить прием по ЕГЭ
2) ввести обратно письменные экзамены
3) ввести обязательное психтестирование на профпрегодность

а уж после можно заниматься биоэтикой

>> А как дела с этим обстоят в наших медицинских вузах?
скажем так - не очень хорошо. Разве что отдельные кафедры последипломного образования вводят короткие курсы для интернов(ординаторов)

>> Сколько времени должно занимать это обучение?
если абстрагироваться от Америки,где все по протоколам (такое ощущение,что они лечат не людей, а механизмы, где все стандартно), то зависит от конкретного случая.

Юрий, Вы, если не ошибаюсь, в этом году работали в приемной комиссии. По сему у меня к Вам три вопроса:
1. На Ваш наметанный взгляд - какой процент увиденной Вами абитуры станет хорошими врачами?
2. Умение общаться и взаимодействовать с пациентом - это больше личное или профессиональное качество?
3. Можно ли этому научиться? То есть, может ли медицинский вуз из невоспитанного хамла сделать интеллигентного и вежливого доктора?

Спасибо.

(Deleted comment)

Re: Взаимоотношения врачей и пациентов - стоит ли этому

Спасибо за развернутый ответ. Позвольте поинтересоваться еще одной деталью:
- Исходя из каких факторов Вы решаете, можно ли доверять этому врачу или нет? Есть ли какие-то признаки того, что этому человеку доверять нельзя?

(Deleted comment)
Мне как пациенту важнее профессионализм врача, а не обхождение. Конечно приятнее, когда можно поговорить с доктором "по душам", но это уже в качестве бонуса. Главное, чтобы я мог полностью ему довериться и не переживать дополнительно. Сейчас кругом полно медицинских центров, клиник и клиничек где доктора, весьма и весьма, обходительные и вежливые, но вот идти туда боязно.

Мне самому надо бы кстати к онкологу сходить, проверить родинки. Только вот как раз и останавливает неопределенность с выбором клиники. Как определить, что врач действительно сделл необходимые манипуляции, а не просто собрал по максимуму денег за "вежливое общение"?

Re: Взаимоотношения врачей и пациентов - стоит ли этому

Спасибо за ответ. Хотел бы прояснить одну деталь:
Представьте, что Вы пришли на прием к обсолютно незнакомому доктору. Как Вы определяете, можно ли доверять этому человеку? Возможно ли "сходу" определить, какой перед Вами специалист? Бездарь с купленным димпломом или действительно хороший доктор?

Добрый день)
Я учусь на врача, правда не человеческого, а ветеринарного.
Надеюсь, у нас в вузе будут занятия, на которых нас научат правильно себя вести.
На стажировке в вет. клинике я обнаружила, что такие навыки мне просто необходимы.

Не могли бы пояснить - в чем необходимость?

Про обхождение вообще не надо говорить. Деонтология, не подлежит сомнению для мыслящих людей, серьёзная и важная дисциплина. И учит она не обхождению и реверансам, или саморекламе, а непростому делу общения с больным. Если бы это было не так, врачевание справедливо не почиталось бы за искусство. Отвечая на первоначально заданный Вами вопрос, хочу сказать, что всегда считал обидным и смешным то, каким образом в наших учебных заведения преподается деонтология. Думаю, что следовало бы сделать экзамен по нему, как минимум квалификационным. Врачебное искусство начинается с понимания того, что привело пациента к врачу. Как правило это боль и тревога за собственное здоровье. Их надо снять в первую очередь, и без доверия это невозможно. Доверие же появляется шаг за шагом при спокойных и уверенных действиях врача. Уверен, что грубость и хамство проистекают из некомпетентности врача.
P. S. Очень рекомендовал бы прочесть на эту тему книгу Магазанника.

Очень-очень мудрое замечание. Спасибо! Ваши рекомендации принял к сведению.
Хотел бы задать Вам еще такой вопрос:
Если обратите внимание, то в комментариях появилось два противоположных мнения:
1. Пациент должен знать как можно больше.
2. Пациент не должен ничего знать.

Какого мнения придерживаетесь Вы? Стоит ли информировать пациента о выявленных сопутствующих проблемах (которые попутно были выявлены в ходе обследования), рассказывать о методах лечения его заболевания, возможных исходах, вариантах и т. д?

Доброго времени суток, коллега. :) Приятно вновь читать Ваши интереснейшие статьи.
Очень важную тему Вы подняли. Действительно, иной раз доктора общаются с пациентами из ряда вон плохо. Но тут есть один тонкий момент: к каждому человеку требуется индивидуальный подход. К примеру, будничная беседа "за жизнь" одного пациента расслабит, а другого наоборот убедит в несерьезности врача. И задача этого врача реакцию пациента предугадать и не разочаровать его в отечественной медицине. Так что на мой взгляд, будущие врачи должны получать общее представление об общении с пациентами, но главным учителем всегда будет личный опыт.

Андрей, здравствуйте. Рад Вас видеть.
Спасибо за комментарий.
Добавлю лишь то, что беседа врача с пациентом, по сути, должна преследовать какую-то цель - это либо донесение до пациента информации о его здоровье, либо мотивация на лечение, либо разъяснение особенностей данного лечения и т. д. И очень-очень часто, на мой взгляд, некоторые доктора не умеют этого делать правильно.
На Ваш взгляд, Андрей, есть ли какие-то особенности работы с пациентами в разных стоматологических отраслях? К примеру, я заметил, что сложнее всего мотивировать пациентов в ортодонтии, легче всего - в экстренной хирургической стоматологии. А как считаете Вы?

Я вынуждена постоянно общаться с докторами. И вот, что могу сказать из своего опыта. Больше доверяешь доброжелательным докторам. В отделении, где лечится мой сын, мы постоянно контактируем с 3мя врачами. Лечащий строг, но очень корректен и вежлив, отвечает на все вопросы, шутит много. Все делает во время. С зав. отделением уже личные теплые отношения, и тоже все очень корректно. С другими докторами отношения исключительно рабочие, но так как они все очень заботливы, вежливы и корректны, то от общения только позитив. Вот такими врачи и должны быть.

Спасибо за комментарий.
Позвольте вопрос:
А какими врачи не должны быть?

Я считаю, что врачам необходимо учиться общаться с клиентами. Я больше доверяю тому врачу, который к своей работе относится серьезно и общается со мной, объясняет все манипуляции, которые собирается делать. Ведь психология зачастую проста, пациент приходит в стрессе (как правило), ведь что то болит, беспокоит, причин не знает, не знает какое будет лечение, а еще больше пациент боится предстоящих врачебных манипуляций, а вдруг будет больно и или еще что. Начинается сопротивление, волнение, что мешает не только пациенту, но и врачу нормально работать. И я думаю не сложно потратить 5-10 минут на то, что бы поговорить успокоить, объяснить.
Приведу пример с Израиля. Моей маме делали операцию, привезли в операционную, пока она была в сознании, она не увидела ни одного хирургического инструмента, все было закрыто. Более того, с ней долго разговаривали и успокаивали, что все будет в порядке и ничего страшного не произойдет.
Скажу Вам как хирургу, один раз, когда я пришла лечить зубы, мне выложили все инструменты на грудь, не могу сказать, что мне было приятно, я понимаю, врачу так удобнее работать, но вид этих инструментов только усилил мой стресс.
Если говорить с точки зрения бизнеса, то конечно приятнее ходить к доброжелательному врачу, конечно не без его профессионализма.
И мне очень понравилось, как Вы провели консультацию со мной, первый раз со мной общались по человечески в стоматологии, спасибо Вам :)

Спасибо Вам за теплый отзыв. В идеале, Вы должны знать о своей проблеме и методах ее решения столько, сколько знаю я. Только так, я думаю, можно рассчитывать на доверие и взаимопонимание - а это, на мой взгляд, основа успешного лечения.
Ведь кто такой врач? Вроде как тот, кто лечит болезни. А ведь, по сути, врач не лечит. Он помогает человеку справиться с его заболеванием самостоятельно. Поэтому мы, доктора, должны быть обязаны пациентам за то, что они помогают нам в работе.
Еще раз спасибо.
Надеюсь, мы еще увидимся.

Что-то кажется мне, что ограничиться только "обучением" и "личными факторами" не совсем корректно. Я вожу детей в "мэрскую" поликлинику, как госслужащая. И там ВСЕ специалисты приветливы, выдержаны, и информируют практически обо всем, (включая телефонные консультации на тему "чем заменить выписанный препарат?" и "у нас проблема, мне детей к вам везти, или вы приедете?") и никто не говорит - поди вон, дура. Хотя вопросы я зачастую задаю воистину идиотские, как псих попустит, тут до меня и доходит... Так почему они все такие милые - их учили, или все эти 500 без изъятия человек выведены по спецпрограмме в спецпитомнике мэра Москвы?

А сами Вы как думаете?

  • 1