implant-in.com

stsvv


Стоматология. Понятная и Доступная.

Лучший блог о стоматологии и имплантации зубов


Previous Entry Share Next Entry
22 зуба и 99 франков
implant-in.com
stsvv
Давеча по российским средствам массовой информации и интернету прошлась история про то, как стоматолог в С.-Петербурге "ради наживы удалила пациентке 22 здоровых зуба". И, судя по лентам в соцсетях, резонанс получился даже большим, чем после "сенсационных" публикаций Навального. Истерят все: пациенты, защитники прав пациентов, СМИ, даже сами стоматологи. Причём, неясно, кто истерит больше. Петиции, интервью, заседания.... осталось только митинг организовать.

Между тем, отличие произошедшего случая от тысяч подобных, состоит лишь в том, что он получил огласку и широкое освещение в средствах массовой информации. Ежегодно сотни, тысячи пациентов предъявляют своим врачам претензии по поводу качества проведенного лечения. И 99,991% таких историй разрешаются тихо, мирно и без всяких петиций, демонстраций и маршей стоматологов.

И сегодня, уважаемые друзья, речь пойдет не о 22-х питерских зубах. Ибо подробностей этой истории я не знаю и судить о том, кто прав, а кто виноват, не могу. Я предлагаю вам поговорить о похожих конфликтах, в целом. О том, почему такое вообще происходит и что нужно делать, чтобы вообще избежать подобных ситуаций.

Я понимаю, что мой взгляд на эти вопросы может существенно отличаться от мнения большинства моих коллег. И что эта статья может вызвать шквал критики или неприятия от самых авторитетных людей в нашей профессии. Должен признаться, я к этому готов, у меня есть еще одна бутылка виски.

Итак, начнём.

.

Косячат все. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.


Вот, именно с этого стоит начать. Ошибаются все. И я ошибаюсь, и вы, уважаемый коллега, и тот доктор, который выступал "экспертом" на какой-то там педераче - все мы иногда косячим. Если врач говорит, что он не ошибается, то он либо лжёт, либо у него настолько мало опыта, что все его грандиозные косяки еще впереди.

Не зря же говорят, что у хорошего доктора хорошее кладбище. В стоматологии, естественно, никаких кладбищ нет, но за каждым доктором тянется шлейф недовольных пациентов разной степени протяженности. И вопрос, скорее, не в длине этого шлейфа, а в том, что доктор с ним делает. Проще говоря, как он поступает, если вдруг пациент начинает предъявлять претензии к качеству проведенного лечения.

Решающим является отношение доктора к собственным косякам.


Другое дело, что доктора совершенно по-разному относятся к собственным ошибкам.

Среди нас есть категория людей, склонных перекладывать вину за собственные косяки на окружающих. У таких виноваты все вокруг: пациенты, коллеги, зуботехнические лаборатории, производители стоматологического оборудования и материалов, российское правительство и лично Путин.

Другие доктора, более адекватные, считают, что ответственность за врачебную ошибку несут два человека: сам доктор и его пациент. Если считать по аналогии, что успешный результат лечения - это заслуга двух человек, врача и пациента, значит, то же самое можно сказать о неудовлетворительном результате лечения. И я с этой позицией, отчасти, согласен.

Почему отчасти? Потому, что роль доктора и пациента в возникновении тех или иных проблем явно неравнозначна. Каким бы ни был конфликт между ребенком и взрослым, спрос с последнего всегда будет больше хотя бы потому, что предполагается, что взрослый и умнее, и мудрее, и опытнее. Так вот, пациент - это тот же ребенок с точки зрения медицинских знаний, требовать от него той же ответственности за результат и, тем более, возлагать вину в возникшем конфликте, на мой взгляд, кажется не совсем справедливым.

Есть еще одна крайность - это доктора, берущие всю ответственность за результат лечения на себя. Роль пациента в процессе лечения сводится к двум вещам: открыть рот и оплатить счёт. Причём, некоторые доктора делают это, сами того не подозревая - если пациенту просто пообещали "голливудскую улыбку" за сто тыщ рублей, ничего толком не разъяснили, не рекомендовали и не проконтролировали, то как такой пациент может отвечать за то, в чём он не разбирается? Ему сказали: "Давай сто тыщ и открывай рот - будут у тебя зубы как у Джулии Робертс!". Он заплатил сто тыщ, послушно открыл рот - всё! Он свои обязательства в той мере, какой ему разъяснили, выполнил. И, разумеется, теперь он имеет право требовать от доктора выполнения обещанного, а именно - Джулии Робертс, точнее, её зубов.

Как вы думаете, у каких из докторов больше всего "конфликтных" пациентов? У которых все вокруг виноваты, у тех, кто сам всегда во всём виноват, или у адекватных? Таких, кто научился делить и делит ответственность за результат лечения в соответствующих пропорциях? Ответ очевиден, не правда ли?

продолжение здесь>>


Posts from This Journal by “пациентам” Tag

  • Куда уходит костный блок?

    Превед всем. Я тут случайно вспомнил, что завтра в Саратове RegenerationDay, поэтому решил рассказать вам одну остеопластическую историю и…

  • Имплантология. Черты будущего.

    Уважаемые друзья, поговорим о будущем. И, для начала, я покажу вам фотографию одного человека. Это не имплантолог. Не хирург. Не стоматолог. Даже…

  • Шеф сказал: "Зря волнуетесь!"

    Уважаемые друзья, все вы, конечно же, в курсе, что за последнюю неделю курсы доллара и евро изменились примерно на 10%. Некоторые наши партнёры…


promo stsvv february 21, 2011 11:09 5
Buy for 20 tokens
WWW. IMPLANT-IN.COM - дентальная имплантология и хирургия полости рта.

  • 1
И доктора, и пациенты бывают разными. Там, где я уже дважды сменил бы доктора, моя жена продолжает к нему ходить. Несмотря на то, что (прошу простить, я без мед образования, и знаю ситуацию со слов жены, которая тоже не медик, могу сморозить чушь):
1) доктор "не заметил" пару нервных каналов и не депульпировал/запломбировал их с первого раза (мне сложно представить, как в зубе с 3 корнями может быть 5 нервных каналов, но еще сложнее - как хороший стоматолог может этого не заметить. Есть сомнения - есть рентген).
2) доктор не увидел какую-то ерунду вроде корня от молочного зуба, затесавшуюся между коренными зубами. Увидел только в итоге воспалительного процесса и нагноения вокруг, когда стал искать причину этого внезапного флюса на поллица вокруг вылеченных им же зубов.
3) доктор пломбирует каналы в восьмерке (и вы, и мой стоматолог в один голос твердите, что адекватные специалисты такого обычно не делают).

Спасибо за комментарий. Как я уже отметил, ошибаются все. Вопрос лишь в отношении к собственным ошибкам.
Одно дело, если доктор не заметил пару каналов, извинился и доделал всё так, как надо. Другое - если Вы оказались виноваты в том, что он не заметил пару каналов.

Вот с этим как раз проблем нет, извиняется и переделывает. Потому жена к нему и ходит.

Думал думал, но все равно не понял, как пациент может быть виноват в том, что доктор не заметил пару каналов. Видемо 1 технического вуза для этого мало. :)
По поводу переделки понятно, но вы не осветили свое мнение по вопросу компенсации. ведь теперь пациент теряет время на дополнительное сидние в кресле(если я правильно понимаю, переделка занимает больше времени чем делка, ведь надо сначала демонтировать неправильное, потом монтировать правильное), на визит к стоматологу надо ехать. В моем случае это 40 км в один конец. Это тоже деньги пациента, хотя виноват врач. Ну и повтороно лежать в кресле и давится своей слюной удовольствие сомнительное. И справедливо рассуждая должно быть компенсировано.(ну типо следующий зуб за полцены :) )
В большинстве путных клиник сейчас есть гарантия и если что, за исправление косяка денег не берут, но у меня например 250 уходит только на бензин + пол дня уже псу под хвост.
Много полезного пишете для стоматологов, но сдается мне что-то мало их тут, судя по комментариям. Как-то надо их сюда привлечь, возможно ролик на ютубе выложить с ходом лечения или протезирования(там стоматологи ходят :) ).

Здравствуйте. Вы немного путаете понятия "врачебная ошибка" и "конфликт". Не всякая врачебная ошибка приводит к конфликту, равно как и не всякий конфликт между врачом и пациентом имеет причиной врачебную ошибку.
Например, доктор подрался с пациентом. Это конфликт? Безусловно. Врачебная ошибка? Нет.
Либо другой вариант, как в Вашем случае: некачественное лечение корневых каналов.
Это врачебная ошибка? Конечно. Но приведет ли она к конфликту, зависит как от доктора, так и от пациента. Если первый извинится, возьмётся всё исправить, а второй отнесётся к этому с пониманием, конфликта не будет. Ну и, возможен другой исход. Либо доктор начнёт бычить: "Да вы дёргались к кресле, да вообще у вас тут каналы склерозированы", "Да мне пофиг, что вы ездите за 40 км - вы должны быть к 6:58 и не минутой позже!" - неизбежно будет конфликт. Равно как и пациент может начать: "Вы меня инвалидом сделали, теперь меня девчонки не любят - платить стопицот тыщ долларов США" - и тут тоже будет конфликт.
Вот почему я говорю, что в конфликте виноваты оба. А во врачебной ошибке - доктор. Именно поэтому она и называется врачебной ошибкой.
Хотя, если быть совсем уж честным, даже врачебные ошибки на пустом месте не случаются.

По поводу докторов.... видите ли, у меня не совсем однозначная репутация в стоматологическом сообществе. Авторитетом я точно не являюсь, а мои статьи никто всерьез не воспринимает))). Поэтому и стоматологов тут немного))).

""Хотя, если быть совсем уж честным, даже врачебные ошибки на пустом месте не случаются.""
что значит на пустом месте? всегда есть доля вины пациента, хотите сказать?

Может по месту жительства у вас такая репутация, но Россия широкомая страна. И пару роликов на ютубе со ссылкой сюда вреда бы не нанесли. кто то может и пришол бы. Не все же офигенно-опытные специалисты. Кто-то прйдет за опытом, кто-то зайдет поспорить. А диалог специалистов был бы продуктивней, чем комментарии и жалобы больных. :)

По-моему только ленивый уже не прошелся по этой теме). Я выскажусь как пациент, в последнее время озабоченный зубной темой и имеющий уже неплохой опыт консультаций и общения с большим количеством разношерстных стоматологов, а также их пациентов).

1. В большинстве своем пациентам реально сложно сразу разобраться в ситуации и в том, почему именно такой вариант лечения предложен. Да, можно постараться вникнуть, но не у всех есть на это время и возможность и силы. Проще довериться, особенно если врач по рекомендации и отзывы о нем очень хорошие. И да, многим сложно сразу сформулировать свои пожелания. Человек приходит как правило с некоторой проблемой и хочет узнать, что вообще можно сделать в этой ситуации (и вообще надо ли), узнать прогнозы. А потом, получив некую информацию, он уже сможет принять какое-то решение. И, на мой взгляд, врач должен дать наиболее полную информацию. Хотя пациентам тоже стоит интересоваться хоть немного, да.

2. Большинство пациентов, несмотря на подписанные бумажки, не до конца отдают себе отчет в том, что любое вмешательство, будь то лечение кариеса или установка импланта с костной пластикой, сопряжено с некоторыми рисками. И, если что-то вдруг случается, это оказывается для них неожиданностью. И начинается "вот, он мне там наделал, а у меня теперь...". Поэтому, наверно, стоит уделять этому внимание - объяснять, что да, бывают иногда осложнения. Даже после удаления простого зуба бывает, возникают проблемы и не всегда потому, что у хирурга руки не из того места. Но все равно, в целом, насколько я могу судить по знакомым, если что-то пошло не так, доверие уже оказывается подорванным. Для врача, как специалиста, многое очевидно, но он часто забывает, что это не очевидно для пациента, ему нужно объяснить.

3. У нас в стране плохо развита культура общения. Врачи не умеют общаться с пациентами, не умеют объяснять. Да, пациенты часто как дети, особенно в том, что касается стоматологии (для наших сограждан в большинстве своем эта тема очень стрессовая). Врачи часто раздражаются, если пациенты пытаются вникнуть и разобраться со своей стороны или пытаются читать что-то в интернете (а где же им еще читать?)). Да, понятно, что попытки эти корявые, но можно отнестись к этому снисходительнее. Кстати, это касается не только стоматологов, но и вообще врачей в целом. Я сама сталкивалась с этим: "А зачем вам это надо?" в ответ на мой вопрос и просьбу что-то объяснить. После этого я уже боюсь задавать вопросы лишний раз, хотя предпочитаю именно вникать во все, что касается здоровья. Короче многим врачам стоит уделить этому внимание - умению общаться...

Ну и самый мозговынос начинается когда врач начинает критиковать коллег и их действия. Приходишь к одному, он говорит, что рекомендует сделать так и так. Приходишь к другому, а он начинает: "Да он вообще дурак! Как он мог такое посоветовать и такое наделать?! Иди к нам, только у нас знают, как решить твою проблему!". А третий начинает поливать грязью первых двух. С этим тоже надо что-то делать...
Вот. Надеюсь, это не выглядит как наезд).

Точно не выглядит как наезд.))))

Если честно, противно от всей этой истории с 22 зубами, причем противно ВСЕ. Понятно, что там конкретный конфликт. Но расстраивает и поведение журналистов и некоторых Ваших коллег и то, что они постят порой в своих лентах. Все белые и пушистые зайчики, а пациентка сама виновата. И зубы-то вообще не удаляли, а во рту вообще красота. Ага... Нельзя же людей совсем за идиотов держать! Детский сад какой-то. А еще противно от того, что на словах одно, а на деле часто совсем другое.
Ладно, надеюсь, что мне потом не отомстят за все, что я тут написала)).

Ога. Вот эта реакция со стороны стоматологического сообщества и стала причиной, по которой я решил всё это написать.

Очень хочется верить, что ВСЕ сделают выводы и начнут перемены с себя. Критиковать других легко, а работать над собой - сложно. Всем есть над чем поработать.

"И, самое главное — относитесь к пациентам как к детям. ...в своём большинстве, они разбираются в медицине также, как дети в законах физики. То есть, никак. И на это надо делать поправку, ибо невозможно требовать от ребёнка то, что мы требуем от взрослого."
Не уверен, что это правильно. Я не сторонник медицинского патернализма. Ребенок и неспециалист в какой-либо области все-таки, как я понимаю, не одно и тоже: представляется, что "неспециалист" (взрослый) не разбирается (или не очень хорошо разбирается) в какой-либо области, но может при большом желании разобраться и способен отвечать за свои действия; ребенок ассоциируется с не совсем разумным, который, наверное, сам разобраться хорошо не может и требует контроля. Хотя может я не правильно понял Ваше вашу мысль.
Думаю, при большом желании человеку без медицинского образования можно самостоятельно почитать анатомию, физиология и гистологию, чтобы более-менее разбираться в медицинских вопросах. Понятно, что, чтобы лечить других этого недостаточно. Но, чтобы принимать решения относительно своего лечения (после консультации со специалистом) - не помешало бы. Также самостоятельное изучение указанных предметов может, и с некоторыми другими может позволить разбираться в профессиональной медицинской литературе.
Также лично мне не нравится, когда врачи считают себя "посвященными", а пациентов вообще неспособными разбираться в медицинских вопросах. Это даже наводит на мысль об отмене клятвы врача.
А в других специальностях есть ли такой патернализм, как в медицине? Например, отношения адвоката и клиента. Здесь, как и в медицине, могут быть стрессовые ситуации для клиента.
Кстати, тема медицинского патернализма затрагивается в книге Э. Тополя "Будущее медицины". Только не надо забывать про критическое мышление при чтении этой книги.

Edited at 2017-07-10 12:20 pm (UTC)

Отчасти согласен с Вами. Но тут нужно делать поправку на суровую реальность. Да, безусловно, есть люди, которые вникают в процесс лечения, изучают литературу или, хотя бы, популярные сайты. С такими людьми мне очень нравится работать, но они, к сожалению, в меньшинстве. Большинство же, в лучшем случае, знает, сколько зубов во рту у человека, на этом знания заканчиваются, а сидеть и что-то там изучать - нет ни времени, ни желания. Увы.
Мне тоже не нравится, когда доктора считают себя "посвященными". Но то же самое можно сказать про любую профессию, которой долго учатся и которая требует, так скажем, несколько иного склада ума и особого характера.
Клятвы врача, как таковой, уже давно не существует. То есть, серьёзно к ней уже давно никто не относится.

С уважением, Станислав Васильев.

"Но тут нужно делать поправку на суровую реальность. Да, безусловно, есть люди, которые вникают в процесс лечения, изучают литературу или, хотя бы, популярные сайты. С такими людьми мне очень нравится работать, но они, к сожалению, в меньшинстве."
Думаю, Вы правы.

Edited at 2017-07-11 09:11 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account